Тема: Кто такие рыбы?
Цель урока: формировать представления о строении
и отличительных признаках рыб.
Задачи: сформировать понятие «рыбы – это
водные животные, тело которых покрыто
чешуей»;
познакомить с речными и морскими рыбами;
учить находить части тела рыбы;
учить делать выводы;
развивать кругозор, речь детей.
Оборудование: интерактивная доска с заданиями.
Ход урока:
1. Организационный
момент.
- Проверьте, все ли готово к уроку у вас на
партах?
- Тихо сели.
- Сегодня на уроке выполним много разных заданий, для этого надо
быть внимательными и активно работать на уроке.
2. Проверка
ранее изученного.
- Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке?
- Назовите насекомых из перечисленных животных (задание
на доске - божья коровка, бабочка,
стрекоза, муха, кузнечик).
- Почему вы так решили? Назовите отличительный
признак насекомых.
- Наш Муравьишка Вопросик – насекомое? Покажите
части тела Муравьишки и назовите их.
3. Актуализация
знаний.
Однажды Муравьишка встретил
спешащую куда-то Черепаху и
спросил: «Куда ты торопишься?»
«Я
спешу к реке,
а кого там
встречу, догадайся», - ответила
Черпаха.
Загадка.
В воде
они живут.
Нет клюва,
а клюют. (рыбы)
Муравей говорит: «Я живу
в лесу и не знаю,
кто такие рыбы».
- Мы
сегодня попробуем объяснить
Муравью, кто такие
рыбы.
- Назовите тему урока.
- Как вы думаете, что новое мы сегодня откроем
для себя на уроке?
- Какую поставим цель?
- Где можно получить информацию о рыбах?
- Зачем нам это пригодится в жизни?
4. Изучение нового
материала.
- Отгадайте загадки
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это… (щука)
Он колючий, но не еж,
А речная рыба …. (ёрш)
В
омуте речном живет,
У
него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну конечно, это …(сом)
- Где живут эти рыбы? (в реке)
Треугольником плавник,
Океаны бороздит.
Пасть от злости распахнула,
Рыба-хищница …(акула)
- Где живет эта рыба? (в море).
- О каких рыбах мы будем говорить? Одним словом
назовите – море, река – это …. Вода.
- Значит, рыбы – это какие животные? (водные)
- Начнем со строения тела рыбы. Рассмотрим
рисунок и назовем части тела.
- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в
воде. Тела их обтекаемы, чтобы легче плавать. Плавники и хвост помогают
плавать. Спинной плавник не дает ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как
рули: с их помощью рыба поворачивается влево и вправо, погружается и всплывает.
Хвост толкает рыбу вперед. Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и
набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду,
«забирая» из воды кислород.
- Чем покрыто тело у большинства рыб?
- На листочках нарисуем «одежду» рыб.
Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя
растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – колечко на
чешуе широкое. А зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По
колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.
- Назовите отличительный признак этой группы
животных, чтобы Муравьишка запомнил.
- В какой воде рыбам лучше жить? (в чистой)
5.
Физкультминутка.
Рыбки плавали, плескались
В чистой, тепленькой воде,
То сомкнутся, разомкнутся.
То зароются в песке.
6.
Первичное осмысление и закрепление.
- Мы уже сказали, что рыбы могут жить в реке и
в море. Рассмотрим примеры речных рыб, морских рыб (на доске).
- Выполним задание в учебнике с.35.
- Ребята 1 варианта описывают на выбор речную
рыбу, 2 варианта – морскую рыбу.
Задание: Назвать рыбу, описать ее размер, форму
тела, окраску туловища, плавников, особенности частей тела (рта, глаз,
плавников). Если затрудняетесь с названием откройте учебник на с.90.
- Выполним задание в тетради с. 24.
Найди
дом для рыбы.
Речная - зелёный цвет.
Морская -
синий цвет.
7.
Итоги урока. Рефлексия.
- Сделаем вывод вместе с Мудрой Черепахой – кто
такие рыбы? Приведите примеры речных рыб, морских рыб.
- Чем покрыто тело у большинства рыб?
- Откройте дневник и оцените свою работу.
- Спасибо за работу.
- Урок окончен.
|