Тема урока: Имена прилагательные множественного числа Р.п. и П.п.
Цель: познакомить с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе Р.п. и П.п.
Задачи:
- совершенствовать умение распознавать род и падеж имён прилагательных;
- формировать умения склонять имена прилагательные во множественном числе, определять их падеж, правильно писать окончания;
- развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.
- воспитывать умение общаться и помогать друг другу.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, парах, индивидуальная.
Ход урока.
- Организационный момент ( проверка готовности к уроку. Пожелание на хорошую работу)
- Актуализация знаний
Цель:
- Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия нового материала; повторить особенности имен прилагательных в единственном числе
- Актуализировать мысленные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала.
Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных во множественном числе по падежам
Чистописание (Первые две рабочие строки самостоятельно записывают : заглавная и строчная буква, соединения с этой буквой)
Третья рабочая строка (Отгадка на загадку)
Старик - шутник на улице стоять не велит, а нас домой тянет.
Мороз. – (морозные)
Что это за часть речи? От существительного образуйте однокоренное прилагательное, мн.ч. запишите его. Разобрать как часть речи.( проверка в парах) Один учащийся у дски.
Проговорить что знаем о прилагательных.
Работа в группах
Цель:
- Тренировать способность к самопроверке и самоконтролю.
- Проверить умение в правописании окончаний имена прилагательные в единственном числе.
- Воспитывать чувства коллективизма.
Выбрать одну пословицу, записать её, вставляя пропущенные буквы. У прилагательных определить : число, род, падеж. ( взаимопроверка групп) Пословицы на доске.
Чист.. бельем грязн.. души не прикроешь.
(Чистым бельём грязной души не прикроешь)
Добр.. правда лучше сладк.. лжи..
(Добрая правда лучше сладкой лжи.)
▪ Верн.. другу цены нет.
(Верному другу цены нет)
▪ Худ.. слово и сладк.. медом не запьешь.
(Худое слово и сладким мёдом не запьёшь.)
▪ Мал.. слово огромн.. зло творит.
(Маленькое слово огромное зло творит)
-Какие записаны прилагательные? (ед.ч.)
-А какие ещё бывают? (мн.ч.)
-Что мы знаем о прилагательных мн.ч.?(высказываются ученики, то что знает)
- Постановка учебной задачи
Цель:
- Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия нового материала; повторить особенности имен прилагательных в единственном числе (склонение, изменение по родам).
- Актуализировать мысленные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
- Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных во множественном числе по падежам.
Работа в тетрадях.
- Соберите и запишите мою пословицу Определите падеж и число, род имён прилагательных в пословице. Объясните смысл этой пословицы
добрых нет Без доброго имени. дел
Без добрых дел нет доброго имени.
-.(Почему не у всех прилагательных указали род?)
- Что можете сказать о прилагательных Р.п.?
-У какого падежа такие же признаки?(П.п.)
На доске запись:( сначала записывают учащиеся, а потом появляется запись учителя)
Р.п.
|
П.п.
|
каких?
|
каких?
|
-ых -их
|
-ых -их
|
- Как их отличить? (по вопросу и предлогам)
Первичное закрепление
- Объединитесь в малые группы.( по 2 человека)
У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)
1в.- записывает словосочетания одного падежа, 2в. – другого падежа . Взаимопроверка.
- Без воздушных шаров – Р. п.
- О летних каникулах – П. п.
- В соседских мальчишках – П. п.
- Без колючих кустов – Р.п.
- С трескучими морозами – Т. п.
- До первых заморозков – Р. п.
- На музыкальных инструментах – П. п.
- Речная волна– И п
Повторить правила о прилагательных мн.ч. Р.п. и П.п.
- На какой вопрос отвечают прилагательные в Р. и П.п.?
- Какие окончания имеют?
- Как различить?
Приведите свои примеры: словосочетания с прилагательными Р.п. и П.п.( читаем вслух)
Составьте памятку определения падежа у имен прилагательных ( сначала в парах, затем четвёрками, в конце группой) Памятки прочитываются вслух.
Алгоритм определения падежа у имен прилагательных (один из вариантов)
- 1 шаг – найти существительное, которое согласуется с именем прилагательным;
- 2 шаг – определить падеж существительного;
- 3 шаг – по падежу имени существительного определить падеж прилагательного.
Контроль знаний по теме урока
- Нам осталось проверить, насколько внимательны вы были сегодня на уроке.
Тест. (Письменно)
- В какой из строчек указаны правильные признаки прилагательных.
В горных реках Камчатки любят охотиться бурые медведи.
а) Т. П. и И.п.
б) П.п. и И.п.
в) П.п. и В.п.
2.Укажи общий признак имён прилагательных в словосочетаниях:
Горячему чаю, по сосновым шишкам, к синим тучкам
Употреблены в форме:
а) единственного числа
б) мужского рода
в) дательного падежа
г) творительного падежа
3. Укажите вариант ответа, в котором все признаки имени прилагательного названы верно?
Под старыми берёзами виднелся домик лесника.
а) во мн.ч, в ж.р., в П.п
б) во мн.ч., в ж.р., в Т.п.
в) во мн.ч., в П.п
г) во мн.ч, в Т.п
4*. Составить и записать загадку, используя прилагательные.
Рефлексия учебной деятельности
Цель:
- Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных во множественном числе.
- Оценить результаты учебной деятельности.
- Согласовать домашнее задание.
- «Лист оценивания»
подчеркнуть фразы, рассказывающие о работе на уроке.
Я на уроке
|
Итог
|
|
1. интересно
|
1. работал
|
1. понял материал
|
2. скучно
|
2. отдыхал
|
2. узнал больше, чем знал
|
3. безразлично
|
3. помогал другим
|
3. не понял
|
Д/З
Прочитайте текст.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
- Какая часть речи пропущена?
- Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.
Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.
Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.
Задания на этих карточках вы выполните дома.
Зеленая карточка.
Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Желтая карточка
Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.
Синяя карточка.
Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.
Итог урока.
- Чему учились?-
- Что было тяжело?
- Что понравилось на уроке?
|