Урок русского языка по теме: Словосочетание» 3 класс
Цели: выделять словосочетания в предложении, развитие умения устанавливать связь слов в предложении путём постановки вопроса от данного слова к другому, формирование понятия “словосочетание” на основе усвоения его существенных признаков
Задачи :
Личностные
· формировать мотивацию
Регулятивные
понимать и принимать учебную задач, решать её под руководством учителя;
формировать умение в целеполагании, контроле, оценке.
Познавательные
различать словосочетание и предложение;
выделять словосочетание в предложении;
устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении.
анализ и синтез объекта с целью подведения под понятия.
Коммуникативные
умение учитывать позиции одноклассников;
проявлять интерес к русскому языку;
осознавать себя частью учебного коллектива.
Оборудование: для учащихся: учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохоловой «Русский язык» 3 класс; линейка, простой карандаш, карточки с заданием, мультимидийное устройство
Тип урока: урок закрепления
Ход урока
- Оргмомент (проверка готовности к уроку)
- Минутка чистописания
- Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания; она есть в каждом из данных слов (на доске слова: дом, лодка, камод, дрова,доктор, коридор,)
- Какая это буква? (буква «дэ»). Ребята записывают заглавную и строчную букву «дэ»
Вторая строчка – запишите свои слова с этой буквой.( ребята зачитывают, потом свои слова.)
- Что можно составить из слов?(предложение)
- Расшифруйте моё предложение. Запишите его в тетрадь.
Добрыйчеловекдобруучит.
( Добрый человек добру учит.)
- Что вы записали? (предложение, поговорку) Объясните смысл поговорки.
Дайте характеристику этому предложению.( повествовательное, невосклицательное, распространённое, простое).
- Что значит простое?( Одна основа)
- Подчеркните основу предложения.
3. Самоопределение к деятельности.
- Что сделало предложение распространенным?(второстепенные члены предложения)
-Чтобы установить связь главных членов предложения с второстепенными, что для этого надо сделать?(задать вопрос от главного члена к второстепенному)
-Что это у нас получится?(словосочетания)
-Что такое словосочетание?(отвечают правило)
- Скажите, главные члены предложения могут быть словосочетанием? (нет)
-Запишите в тетрадь словосочетания этого предложения
(человек какой? добрый, учит чему? добру)
- давайте прочитаем словосочетания. Повторим правило о словосочетании.
- Сформулируйте тему урока.( На уроке будем говорить о словосочетаниях) Что мы можем сделать на уроке по этой теме?( варианты ребят)
4. Работа по теме урока
Наблюдение над связью слов в словосочетании.
-Как в словосочетании найти главное слово и какое слово зависимое?(от главного слова задаётся вопрос к зависимому)
Прочитайте, запишите 2 примера словосочетаний, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому:
краснощёкий мальчик, шум колёс, возвращаюсь домой, на землю упали, бабушкины очки, крепкое рукопожатие
- По окончанию работы ребята зачитывают свои примеры.-
- Это были готовые словосочетания, а вот что надо помнить когда мы находим словосочетания в предложении?
Работа в группах.
-Каждая группа должна написать памятку как выписать словосочетания из предложения.
- По окончанию работы ребята зачитывают свои памятки. В конце подводится итог- появляется памятка на доске
ПАМЯТКА
КАК ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием!
ПЛАН
- Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее
- Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое
- Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения
Физминутка
Закрепление изученного материала.
(На доске предложения.) Два ученика работают у доски. По окончанию работа проверяется(ребята обмениваются тетрадями - взаимопроверка). Ребята ,работающие у доски отвечают правило о словосочетании. Их работа оценивается.( Можно взять и оценить выборочно ещё 2-3 тетради. На усмотрение учителя)
1 Вариант
Спиши предложение, выпиши из него все словосочетания: Варюша нашла в лесу старую еловую ветку.
2 Вариант
Спиши предложение, выпиши из него все словосочетания:
Старая лодка тихо покачивалась на воде.
5. Самостоятельная работа. (Ребятам раздаются карточки).
1. Продолжи предложение.(общее задание)
Словосочетание – это _______________________________________
___________________________________________________________.
Подлежащее и сказуемое словосочетанием ______________________.
2 Подчеркни основу предложения, укажи части речи, дай характеристику
предложения. Выпиши словосочетания, ставя вопрос от слова к слову.
1вариант. 1) На грядке выросла большая тыква.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант_
2) Маленькие птенцы сидели в гнезде.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. .Рефлексия, подведение итогов( на доске)
- Что такое словосочетание.
- Из чего состоит словосочетание?
- От какого слова ставится вопрос?.
- Как найти словосочетания в предложении?.
- Какое задание понравилось больше всего?
- Что не получилось выполнить с первого раза?
- Над чем ещё стоит потрудиться? 7.Домашнее задание
СТр.37 №62
|