Тема: «Склонение имён существительных».
Программа школа России, авторы учебника В.П.Канакин, В.Г.Горецкий.
Цели:
· совершенствовать умения определять падежи,
· формировать у детей навыка безошибочного определения и различения падежных форм имён существительных.
Задачи:
Образовательные:
· определять и различать падежи имён существительных,
· сравнивать и анализировать падежные формы имен существительных
· ориентирование по тексту
· совершенствовать умение составлять словосочетания.
Развивающие:
· способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, формулировать свои мысли в процессе подведения итогов
Воспитательные:
· воспитывать уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи,
· прививать интерес к русскому языку,
· способствовать воспитанию аккуратности
Ход урока.
I.Организационный момент. (Проверка готовности к уроку).
II.Чистописание.
Ребята выбирают букву ,прописывают её заглавную и строчную, а тем с различными соединениями.
III.Мотивация познавательной деятельности.
Учитель задаёт загадки, ребята на них отвечают.
Загадки :
- Бело покрывало на земле лежало
Лето пришло, оно всё сошло. ( снег).
- Шёл , шёл, да и в землю ушёл. (дождь).
3.Без рук рисует, без зубов кусает.(мороз).
- Летит – не птица, воет – не зверь. ( ветер).
- Что объединяет слова-отгадки? ( слова обозначают предмет. Это существительные.)
IV.Актуализация знаний.
Работая в группах, повторим всё, что знаем о существительных. Ребята собираются в группы. Каждая из групп получает задание:( отвечают на вопросы или продолжают фразы)
- -Что называется именем существительным?
- Существительные могут быть…….
- Склонение – это……
- -Что за часть речи, которая обозначает предмет?
-Как изменяются имена существительные?
-Изменение существительных по вопросам ……..
- -Какая часть речи отвечает на вопросы Кто? Что?
-Что можно определить у существительных в ед.ч.?
-Какие падежи вы знаете?
Отвечает каждая группа по очереди. Если ответы не полные, их дополняют ребята из других групп.
v. Организация познавательной деятельности.
На доске даны слова: снег, дед Мороз, вьюга, снеговик, узоры, лёд, снегири, холод ,иний, снегурочка, январь, метель.
- Как можно одним словом заменить все эти слова? ( мороз или зима).
- Как можно изменить окончание у слова, что для этого надо сделать? (Слово просклонять).
И.п. что? зима и т.д. (уч-ся у доски).
-Взаимопроверка. (Повторить правило).
- Кроме вопросов, что ещё помогает определить падеж у существительных? ( Предлоги).
-Давайте их вспомним., выполнив следующее задание.
Даны словосочетания, в которые надо вставить подходящие по смыслу существительные. У существительных определить падеж.
- приехал к________________________.п.
- жил у _____________________________.п.
- говорил о __________________________.п.
- люблю ______________________________.п.
- летит над ______________________________.п.
- Слова и падеж записать по очереди на доске.
Физкультминутка.
- Как определить падеж у существительных? ( Повторяем правила).
На доске дан текст. Найдите ответы-предложения на вопросы учителя.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река. Уснула , как в сказке. Ходит зима в больших валенках, по сторонам поглядывает. Вот бугорок в поле. Проказник – ветер сдул с пенька белую шапку. Серого зайчишку зима одела в белую шубку. А какие узоры разрисовала она на окнах.
- Что делает зима? ( 4)
- Предложение с синонимом к слову «хулиган». ( 6)
- Предложение, где вода находится в твёрдом состоянии. (2)
У существительных определить падеж.
Взаимопроверка. На доске предложения подчеркнуть, у существительных записать падеж.
-Повторить падежи и вопросы. (Заполнить таблицу).
- Повторить правило, как определить у существительных падеж.
Самостоятельная работа.
- Из слов составить и записать пословицу ( на выбор )
- Уступает, и, сила, уму.
- Побивают, не, копьём, умом, а.
- Без ума, что, без свечи, голова, фонарь.
- Записать словосочетания, где существительные стоят:
- Д.п.
- Т.п.
- П.п.
- Р.п.
У существительных выделить окончания.
- Оцените свою работу. ( Рисуют смайлики).
Итог урока.
- чем занимались на уроке?
- что понравилось?
- что вызвало затруднение?
- чем бы хотелось заняться ещё раз?
-что не понравилось?
Если осталось время: можно предложить игру « Падежи на виражах».
|