Планируемые результаты:
- Учащиеся научатся различать звуки и буквы
- Записывать транскрипцию слов
- Правильно произносить звуки и называть буквы
- Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слов
- Оценивать результаты своей деятельности
Ход урока.
- Организационный момент.( Приветствие учащихся.– Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок).
- Актуализация знаний.
- Орфографическая минутка. Отгадайте загадки, напишите отгадки.( Работа в группах).Отгадками являются словарные слова.
Её никто не пугает
А она всё дрожит.(осина)
Косой, слабый, трусливый
По лесу бегает.( заяц)
Гладишь- ласкается,
Дразнишь – кусается.(собака)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.(медведь)
В поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.(сахар)
Назови десятый месяц года.( октябрь). Новое слово.
Группы записывают слова, а проверяют их ребята из других групп. Результаты оцениваются и озвучиваются.( Орфография слов проверяется с доской . На доске записаны слова правильно.)
- Постановка учебной задачи.
Работа в рабочих тетрадях. Записывают число.
Минутка чистописания. « ьъ». Что можете сказать про эти знаки? ( Они не имеют звука)
Найдите, какие слова спрятались? Запишите эти слова.
Оавзсебуквыянлезвукиссрт ( Слова: буквы и звуки)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Что мы сегодня можем делать на уроке?
- Чем отличается буква от звука?( Буквы мы видим и пишем, а звуки мы произносим и слышим).
- Усвоение новых знаний и способов действий.
- Я вам буду давать задания , а вы попробуйте правильно их выполнить - отвечайте.
- Произнеси второй звук слова « кот». Дети произносят звук, на доске появляется буква « О» и т.д.
- Произнесите первый звук в слове «карусель» («К»)
- Произнесите второй слог в слове «утята»
- Произнесите парный согласный звуку «П».(«Б»)
- Произнесите последний звук в слове «сентябрь» «Р»)
- Что надо сделать , чтобы правильно было написано слово? ( Поставить мягкий знак).
На доске получилось слово ОКТЯБРЬ. (Словарное слово.)
- Назовите лексическое значение этого слова .( осенний месяц)
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, написание которой надо запомнить. Рядом запишите слово, разделяя чёрточками для переноса.
3. Самоопределение к деятельности.
- Сколько слогов в этом слове?
- Как это узнали?
- Сколько букв в этом слове? ( 7)
- Сколько звуков в слове ? (6). Почему звуков меньше? ( Мягкий знак звука не имеет).
- Закончите предложение:
- Буквы мы….( видим и пишем)
- Звуки мы… ( произносим и слышим)
- Звуки бывают….( гласные и согласные)
- Гласные звуки бывают …..( ударные и безударные)
- Согласные звуки бывают……( твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные).
На доске появляется алгоритм сказанного.
ЗВУКИ
Гласные Согласные парные
Ударные безударные твёрдые мягкие непарные
звонкие глухие
4. Условные звуковые обозначения слов. ( Звукобуквенный разбор слова. Работа фронтальная. )
Кот – 1 слог
К- [к] – согласный, твёрдый, глухой, парный
О - [ о ] – гласный, ударный
Т - [т ] - согласный, твёрдый, глухой, парный
3 буквы, 3 звука
Физкультминутка .
- Похлопать столько раз, сколько гласных звуков слышите в словах: барабан, курица, букварь, камыш, урок, учительница, мальчик .
- Потопать столько раз, сколько согласных звуков слышите в словах : азбука, крот, удочка, карандаш.
5. Роль звуков и букв в лексическом значении слов .
Даны слова, замените в них :
- Гласную : дом -……, сыр - ….., кот - …..
- Согласную : ком -….., рак -….., уха -…..
Один учащийся работает у доски. По окончанию работы проверяются в парах. Результат работы оценивается учащимися.
Вывод: Заменив, одну букву изменилось слово, т.е. его смысловое значение.
6. Закрепление.
- Чем отличаются буквы от звуков?
- Всегда ли совпадает звуковая запись с буквенной?( Часто слышим одно, пишем другое.)
- Что для этого делаем? ( Подбираем проверочные слова или вспоминаем правила правописания слова.)
- На доске записаны слова в звуковой записи ( транскрипция) . Учащимся записать слова буквами. Сверка с образцом на доске. Взаимопроверка. Результат работы оценивается.
[ у ж ы ] -…….., [с а т ]- …….., [ п а с у д а ] -……..
- На какие орфограммы встретились слова ? ( Сочетание «жи», парный согласный, словарное слово).
7. Первичная проверка знаний. Выполнить звукобуквенный разбор слова .( Работу проверяет учитель)
1 вариант : дуб
2 вариант: зуб
(Если с работой справились быстро, можно предложить дополнительное задание. Составьте и запишите предложение с этим словом, поставьте ударение, подчеркните буквы своим цветом.)
8. Подведение итогов урока.
- Какая была тема урока ?
- Чем отличается буква от звука?
- Чему мы учились на уроке?
- В чём возникли трудности?
- Что понравилось делать на уроке?
9. Домашнее задание.
Стр. №
|