Окружающий мир, 1 класс, автор Плешаков А.А., по программе «Школа России».
Тема урока «Рыбы»
Тип урока : ОНЗ.
Цели урока:
- Сформировать представление о существенном свойстве рыб.
- Сформировать умение определять животных, относящихся к рыбам.
3.Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
Материал к занятию
Демонстрационный материал:
- Картинки и магниты с изображением животных различных групп
- Эталоны по понятию «животные» и признаками животных
- Опорные сигналы по понятиям «насекомые».
- Опорный сигнал по понятию «рыбы».
Раздаточный материал:
- Заготовка для создания опорного сигнала по понятию «рыбы »
- Карточки для работы на 5 этапе
- Смайлик для этапа рефлексии.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Учитель включает звуки дождя, журчание ручейка, плеск воды, бушует вода и т.д.. По звукам дети должны догадаться, какой гость придёт на урок.
- Кто пришёл к нам на урок?( Водяной)
- Напомните, кто он такой? ( Это вымышленный герой сказок, который живёт в воде. И его жизнь связана с водой и его обитателями.)
- Если бы вы встретились с водяным, какие бы ваши эмоции впечатления, о чём бы вы его спросили? ( Ребята озвучивают свои эмоции, чувства.)
- Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? ( Будем изучать новую группу животных, жизнь которых связана с водой.)
- Посмотрите на доску и назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете выполнить.
Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель.
- Назовите шаги.
Один ученик называет шаги, по необходимости учитель уточняет эталоны.
- Желаю всем удачи! Начинаем!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- С чего начнём нашу работу? ( С повторения необходимых знаний.)
- Водяной приготовил вам загадки, которые вы должны ? ( Отгадать). Загадает их нам группа ребят. Мы должны отгадать животного. После согласованных ответов, учитель вывешивает на доску картинки с отгадками.
Загадки.
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.(бабочка)
Жу жу жу
Я на ветке сижу.(жук)
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. : Муха
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчёлы)
Драчун и забияка
Живёт в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. : Ёрш
-посмотрите на доску и скажите, одним словом, кто изображён на экране?( Животные.)
- Что вы знаете о животных? ( Животные – это часть живой природы, животных можно объединить в различные группы.)
- Что нужно сделать, чтобы определить животных в группу? ( Нужно выбрать признак.)
- Какие бывают признаки? ( Строение тела, чем питаются, чем покрыто тело .)
После сказанного учитель открывает на доске эталон:
Животные – Признаки:
Часть живой природы. А) строение тела
Б) покров тела
В) чем питается
Г) как размножается
Затем учитель раздаёт учащимся карточки с изображением отгаданных животных.
- Разбейте зтих животных на группы.
Ребята самостоятельно выполняют задание.
Через несколько минут проверяем, что получилось. Какие группы у вас получились?( Насекомых и рыб. ) Ребята могут уже назвать и группу птиц, но особого акцента на это не делаем.
- Каких животных вы отнесли к группе насекомых?(……вписать…………………………………)
Учитель на доске формирует картинки с изображением насекомых.
- У кого по другому?
- Назовите существенный признак этой группы. ( У насекомых 6 лап.)
На доске появляется эталон « Насекомые.» ( Картинка с изображением жука, с 6 лапами.)
Если у ребят были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.
- К какой группе вы отнесли ёршика? ( К группе рыб.)
- Каких рыб знаете ещё?(………………………………..)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Рыбы.)
На доске фиксируется тема урока.
- Что мы сейчас повторили? ( Признаки деления животных на группы, выделили существенные признаки группы насекомых )
- Как вы думаете, а какое задание я вам предложу? С помощью, которого мы поймём, что мы ещё не знаем.)
На доску учитель вывешивает магниты, с изображением насекомых и рыб
На парты учитель раздаёт аналогичные магнитам картинки.
- Перед вами животные. Назовите их. ( Можно их показывать.)
- Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к рыбам.
- Что нового в этом задании? ( Нам не приходилось выбирать животных, которые относятся крыбам.)
- В этом задании есть новое, что при его выполнении должно произойти? ( Должны встретить затруднение.)
Обращаем внимание на доску, на эталон «Затруднения».
Затруднение :
- Относись спокойно
- Улыбнись и пожелай успеха
Новое знание
- Выполните это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
- Посмотрим, что у вас получилось? У кого нет ответа? Учащиеся поднимают руки( если есть такие.)
- Какое у вас возникло затруднение? ( Мы не смогли выбрать животных, которые относятся к группе рыб.)
- Кто выбрал, назовите рыб. Ребята озвучивают свои работы( 2-3 человека.)
- Кто из вас знает точно, что именно он прав? Предъявите эталон, которым вы воспользовались.
- Какое у вас затруднение?( Мы не можем обосновать свои результаты, предъявить эталон.)
- Что у вас возникло? ( Затруднение.)
На доске появляется вопросительный знак.
- Какой следующий шаг вы должны сделать? ( Разобрать в чём затруднение.)
3. Выявления места и причины затруднения.
Обращаем внимание на эталон « Затруднения».
- Вы поняли, какие у вас затруднения? Какой следующий шаг? ( Выясняем причину, почему оно возникло.)
На доске появляется эталон « Причина затруднения»
- Какое задание вы выполняли? ( Находили животных, которые относятся к группе рыб.)
- Вспомните задание на повторение. Что помогло правильно определить, какие животные относятся к группе насекомых? ( Знание существенного признака каждой группы.)
- Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? ( Не знаем существенных признаков группы рыб.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Значит, вы поняли причину своего затруднения? Что будете делать дальше? ( Должны поставить цель.)
На доске появляется эталон «Цель»( Рядом с эталоном «Причина затруднения.»)
- Какую же цель вы перед собой ставите? ( Узнать существенные признаки группы рыбы.)
- Что вам может помочь в достижении цели? Вспомните начало урока. Что мы повторяли? ( Признаки, по которым животные могут делиться на группы.)
- Как известные эталоны могут помочь вам? ( Из известных эталонов можем выбрать тот признак, который нам подойдёт.)
- А как вы выберите этот признак?
Ребята в затруднении, , т.к. они не знают, какой признак подойдёт.
- Вам поможет Водяной. Он знает, какой существенный признак у рыбы. Поэтому он всех рыб сложил в одну группу, а животных, которые не относятся к рыбам, он отложил в сторону.
- Посмотрите, вы теперь можете выделить существенный признак? ( Да. Мы сравним всех животных, которые относятся к рыбам. Выделим общий признак, убедимся в том, что этого признака нет у животных, которые не относятся к рыбам.)
Учитель на доске располагает магниты.
- Назовите животных, которые относятся к группе рыб.
( Ребята их называют.)
- Какие животные к ним не относятся? ( Божья коровка и заяц.)
- Почему, объясните? ( Дети называют существенные признаки этих животных. Божья коровка – насекомое, которое имеет 6 лап, а у зайца нет 6 лап и его тело покрыто по другому.)
5. Реализация построенного проекта.
Предлагаю вам дальше поработать в парах. Вспомните правила работы в парах. По цепочке проговариваются правила вслух. Если ребята затрудняются ответить, учитель им помогает или уточняет. После этого предлагается выполнить задание.
Если возникают трудности, учитель организует подводящий диалог:
- Сравните животных, чем они похожи?
Ребята высказывают свои предположения. Проверяют фронтально. Не подходит тип питания, так как рыбы могут питаться по-разному.
- Какой же признак подходит? ( Покров тела –чешуя.)
- Подходит ли этот признак к божьей коровке или зайцу? ( Нет, у божье коровке-6 лап, а у зайца шубка )
- Смогли вы теперь узнать существенный признак рыбы ? (Наличие чешуи.)
Ребята работали в парах, поэтому учитель организует защиту проектов методом дополнения. Сначала защищает свои результаты одна пара, другие согласуют свои результаты. Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа.
- Что теперь нужно сделать? ( Составить эталон.) У каждого ученика заготовки.
- Составьте свои эталоны.
Учащиеся работают самостоятельно. Затем идёт согласование эталонов: на доску вывешивается варианты. После этого появляется на доске эталон «Рыбы»
- Как проверить себя, свои выводы? ( По учебнику.)
Читают в учебнике правила.
- Какой вывод можно сделать? ( Всё открыли правильно.)
- Затруднение было преодолено? ( Да. Мы справились.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Какой следующий шаг мы должны выполнить?( Научиться применять новый эталон.)
- Перед вами картинки с изображением животных. Вы должны найти среди этих животных, которые относятся к группе рыб . Кто здесь лишний?
Ребята выполняют задание. Если появляются ошибки, то организуется коррекционная работа.
- Как узнать, что вы хорошо поняли новое знание? ( Выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
У каждого на столе на листе пунктиром нарисованы животные различных групп( насекомые, рыбы,). Нужно обвести и раскрасить рыб.
- После выполнения( 3-5 мин), на доске появляется образец.
- У кого есть ошибки? В чём они? ( Называют свои ошибки.)
- Сделайте вывод. ( Необходимо тренироваться в определении признаков у рыб.)
- Где это можно сделать? ( При выполнении домашнего задания.)
- А у кого нет ошибок? Какой сделаем вывод? ( Хорошо усвоили новую тему.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Где можно использовать открытые знания?
- Как в жизни можно использовать эти знания?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Как закончим урок? ( Проанализируем свою работу.)
- Какую цель ставили перед собой? ( « Открыть» Существенный признак у рыб.)
-Цель была достигнута?
Кому удалось сделать « открытие» самому?
- Оцените свою работу на уроке .Водяной принёс вам смайлики. Раздаются смайлики.
- Раскрасьте смайлик:
- Зелёным цветом( если удалось сделать открытие самому, без затруднений.)
- Жёлтым цветом ( если открытие сделали с помощью работы класса.)
- Красным цветом ( если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание.)
Проводится рефлексия оценивания.
- В чём возникли трудности на уроке?
- Какие трудности остались на конец урока?
- Спасибо всем за урок.
|