Четверг, 09.05.2024, 23:36Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
математика [5]
русский язык [20]
окружающий мир [10]
литературное чтение [7]
Опыт работы учителей начальной школы [23]
технология [2]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Файлы » окружающий мир

    Урок в 1 классе по теме"Рыбы"
    08.05.2014, 11:59

    Окружающий мир, 1 класс, автор Плешаков А.А., по программе «Школа России».

    Тема урока «Рыбы»

    Тип урока : ОНЗ.

    Цели урока:

    1. Сформировать представление о существенном свойстве рыб.
    2. Сформировать умение определять животных, относящихся к рыбам.

    3.Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

    Материал к занятию

    Демонстрационный материал:

    • Картинки и магниты  с изображением  животных различных групп
    • Эталоны по понятию «животные» и признаками животных
    • Опорные сигналы по понятиям  «насекомые».
    • Опорный сигнал по понятию «рыбы».

    Раздаточный материал:

    • Заготовка для создания опорного сигнала по понятию «рыбы »
    • Карточки для работы на 5 этапе
    • Смайлик для этапа рефлексии.

    Ход урока.

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Учитель включает звуки дождя, журчание ручейка, плеск воды, бушует вода и т.д.. По звукам дети должны догадаться,  какой гость придёт на урок.

    - Кто пришёл к нам на урок?( Водяной)

    - Напомните, кто он такой? ( Это  вымышленный герой сказок, который живёт в воде. И его жизнь связана с водой и его обитателями.)

     - Если бы вы встретились с водяным, какие бы ваши эмоции впечатления, о чём бы вы его спросили? ( Ребята озвучивают свои эмоции, чувства.)

    - Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? ( Будем изучать новую группу животных, жизнь которых связана с водой.)

    - Посмотрите на доску и назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете выполнить.

    Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель.

    - Назовите шаги.

    Один ученик называет шаги, по необходимости учитель уточняет эталоны.

    - Желаю всем удачи! Начинаем!

     2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    - С чего начнём нашу работу? ( С повторения необходимых знаний.)

    - Водяной  приготовил вам загадки, которые вы должны ? ( Отгадать). Загадает их нам группа ребят. Мы должны отгадать животного. После согласованных ответов, учитель вывешивает на доску картинки с отгадками.

    Загадки.

    Не птичка, а с крыльями:

    Над цветами летает,

    Нектар собирает.(бабочка)

    Жу жу жу

    Я на ветке сижу.(жук)

    Осенью в щель заберётся, 
    А весной проснётся. : Муха 

    Хоть они и жалят больно, 
    Их работой мы довольны. (Пчёлы)

    Драчун и забияка 
    Живёт в воде, 
    Кости на спине, 
    И щука не проглотит: Ёрш 

    -посмотрите на доску и скажите, одним словом, кто изображён на экране?( Животные.)

    - Что вы знаете о животных? ( Животные – это часть живой природы, животных можно объединить в различные группы.)

    - Что нужно сделать, чтобы определить животных в группу? ( Нужно выбрать признак.)

    - Какие бывают признаки? ( Строение тела, чем питаются, чем покрыто тело .)

    После сказанного учитель открывает на доске эталон:

             Животные –                             Признаки:

         Часть живой природы.                        А) строение тела

                                                                                          Б) покров тела

                                                                                         В) чем питается

                                                                                        Г) как размножается

    Затем учитель раздаёт учащимся карточки с изображением отгаданных животных.

    - Разбейте зтих животных на группы.

    Ребята самостоятельно выполняют задание.

    Через несколько минут проверяем, что получилось. Какие группы у вас получились?( Насекомых и рыб. ) Ребята могут уже назвать и группу птиц, но особого акцента на это не делаем.

    - Каких животных вы отнесли к группе насекомых?(……вписать…………………………………)

    Учитель на доске формирует картинки с изображением насекомых.

    - У кого по другому?

    - Назовите существенный признак этой группы. ( У насекомых 6 лап.)

    На доске появляется эталон « Насекомые.» ( Картинка с изображением жука, с 6 лапами.)

    Если у ребят были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

    - К какой группе вы отнесли ёршика? ( К группе рыб.)

    - Каких рыб знаете ещё?(………………………………..)

    - Кто догадался, какая тема нашего урока? (Рыбы.)

    На доске фиксируется тема урока.

    - Что мы сейчас повторили? ( Признаки деления животных на группы, выделили существенные признаки группы насекомых )

    - Как вы думаете, а какое задание я вам предложу? С помощью,  которого мы поймём, что мы ещё не знаем.)

    На доску учитель вывешивает магниты, с изображением насекомых и  рыб

    На парты учитель раздаёт аналогичные магнитам  картинки.

    - Перед вами животные. Назовите их. ( Можно их показывать.)

    - Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к рыбам.

    - Что нового в этом задании? ( Нам не приходилось выбирать животных, которые относятся крыбам.)

    - В этом задании есть новое, что при его выполнении должно произойти? ( Должны встретить затруднение.)

    Обращаем внимание на доску, на эталон «Затруднения».

    Затруднение :

    • Относись спокойно
    • Улыбнись и пожелай успеха

                                                                                                                                                

     

     

    Новое знание

    - Выполните это задание.

    Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

    -  Посмотрим, что у вас получилось? У кого нет ответа? Учащиеся поднимают руки( если есть такие.)

    - Какое у вас возникло затруднение? ( Мы не смогли выбрать животных, которые относятся к группе рыб.)

    - Кто выбрал, назовите рыб. Ребята озвучивают свои работы( 2-3 человека.)

    - Кто из вас знает точно, что именно он прав? Предъявите эталон, которым вы воспользовались.

    - Какое у вас затруднение?( Мы не можем обосновать свои результаты, предъявить эталон.)

    - Что у вас возникло? ( Затруднение.)

    На доске появляется вопросительный знак.

    - Какой следующий шаг вы должны сделать? ( Разобрать в чём затруднение.)

    3. Выявления места и причины затруднения.

    Обращаем внимание на эталон « Затруднения».

    - Вы поняли, какие у вас  затруднения? Какой следующий шаг? ( Выясняем причину, почему оно возникло.)

    На доске появляется эталон « Причина затруднения»

    - Какое задание вы выполняли? ( Находили животных, которые относятся к группе рыб.)

    - Вспомните задание на повторение. Что помогло правильно определить, какие животные относятся к группе насекомых? ( Знание существенного признака каждой группы.)

    - Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? ( Не знаем существенных признаков группы рыб.)

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    - Значит,  вы поняли причину своего затруднения?  Что будете делать дальше? ( Должны поставить цель.)

    На доске появляется эталон «Цель»( Рядом с эталоном «Причина затруднения.»)

    - Какую же цель вы перед собой ставите? ( Узнать существенные признаки группы рыбы.)

    - Что вам может  помочь в достижении цели?  Вспомните начало урока. Что мы повторяли? ( Признаки, по которым животные могут делиться на группы.)

    - Как известные эталоны могут помочь вам? ( Из известных  эталонов можем выбрать тот признак, который нам подойдёт.)

    - А как вы выберите этот признак?

     Ребята в затруднении, , т.к. они не знают, какой признак подойдёт.

    - Вам поможет Водяной.  Он знает, какой существенный признак у рыбы. Поэтому он всех рыб сложил в одну  группу, а животных, которые не относятся к рыбам, он отложил в сторону. 

    - Посмотрите, вы теперь можете выделить существенный признак? ( Да. Мы сравним всех животных, которые относятся к рыбам. Выделим общий признак, убедимся в том, что этого признака нет у животных, которые не относятся к рыбам.)

    Учитель на доске располагает магниты.

    - Назовите животных, которые относятся к группе рыб.

    ( Ребята их называют.)

    - Какие животные к ним не относятся? ( Божья коровка и заяц.)

    - Почему, объясните? ( Дети называют существенные признаки этих животных. Божья коровка – насекомое, которое имеет 6 лап, а у зайца нет 6 лап и его тело покрыто по другому.)

       5.  Реализация построенного проекта.

    Предлагаю вам дальше поработать в парах. Вспомните  правила работы в парах. По цепочке проговариваются правила вслух. Если ребята затрудняются ответить, учитель им помогает или уточняет. После этого предлагается выполнить задание.

    Если возникают трудности, учитель организует подводящий диалог:

    - Сравните животных, чем они похожи?

    Ребята высказывают свои предположения. Проверяют фронтально. Не подходит тип питания, так как рыбы могут питаться по-разному.

    - Какой же признак подходит? ( Покров тела –чешуя.)

    - Подходит ли этот признак к божьей коровке или зайцу? ( Нет, у божье коровке-6 лап, а у зайца шубка )

    - Смогли вы теперь узнать существенный признак рыбы ? (Наличие чешуи.)

    Ребята работали  в парах, поэтому учитель организует защиту проектов методом дополнения. Сначала защищает свои результаты одна пара, другие согласуют свои результаты. Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа.

    - Что теперь нужно сделать? ( Составить эталон.) У каждого ученика заготовки.

     

    Рыбы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    - Составьте свои эталоны.

    Учащиеся работают самостоятельно. Затем идёт согласование эталонов: на доску вывешивается варианты. После этого появляется на доске эталон «Рыбы»

     

    Рыбы.

    Рисунок чешуи.

       

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    - Как проверить себя, свои выводы? ( По учебнику.)

    Читают в учебнике правила.

    - Какой вывод можно сделать? ( Всё открыли правильно.)

    - Затруднение было преодолено? ( Да. Мы справились.)

    6. Первичное закрепление во внешней речи.

    - Какой следующий шаг мы должны выполнить?( Научиться применять новый эталон.)

    - Перед вами картинки с изображением животных. Вы должны найти среди этих животных, которые относятся к группе рыб .  Кто здесь лишний?

    Ребята выполняют задание. Если появляются ошибки, то организуется коррекционная работа.

    - Как узнать, что вы хорошо поняли новое знание? ( Выполнить самостоятельную работу.)

    7. Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону.

    У каждого на столе на листе пунктиром нарисованы животные различных групп( насекомые, рыбы,). Нужно обвести и раскрасить рыб.

    - После выполнения( 3-5 мин),  на доске появляется образец.

    - У кого есть ошибки? В чём они? ( Называют свои ошибки.)

    - Сделайте вывод. ( Необходимо тренироваться в определении признаков у рыб.)

    - Где это можно сделать? ( При выполнении домашнего задания.)

    - А у кого нет ошибок? Какой сделаем вывод? ( Хорошо усвоили новую тему.)

    8.  Включение в систему знаний и повторение.

    - Где можно использовать открытые знания?

    - Как в жизни  можно использовать эти знания?

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    -  Как закончим урок? ( Проанализируем свою работу.)

    - Какую цель ставили перед собой? ( « Открыть» Существенный признак у рыб.)

    -Цель была достигнута?

    Кому удалось сделать « открытие» самому?

    - Оцените свою работу на уроке .Водяной  принёс  вам смайлики. Раздаются смайлики.

    - Раскрасьте смайлик:

    • Зелёным цветом( если удалось сделать открытие самому, без затруднений.)
    • Жёлтым цветом ( если открытие сделали с помощью работы  класса.)
    • Красным цветом ( если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание.)

    Проводится рефлексия оценивания.

    -  В чём возникли трудности на уроке?

    - Какие трудности остались на конец урока?

    - Спасибо всем за урок.

     

     

    Категория: окружающий мир | Добавил: началка
    Просмотров: 2056 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]